- Колена Израилевы
- племена, на которые делились иудеи; всех К. было 12, и каждое происходило от сыновей Иакова и Иосифа. Первые 10 от сыновей Иакова. 1) Рувима, 2) Симеона, 3) Левия, 4) Иуды, 5) Иссахара, 6) Завулона от жены Лии, 7) Вениамина от жены Рахили, 8) Гада и 9) Асира (от жены Зелфы), 10) Дана, 11) Неффалима (от жены Валлы), 12) Иосифа (от жены Рахили) и его двух сынов, Манассии и Ефрема. Еще при жизни Иакова каждый его сын имел обширное потомство, но разделение на колена и обособление произошло при переселении в Египет. Колено подчинялось основателю колена с неограниченной властью и делилось в вою очередь на поколения, фамилии и отельные семейства со своими начальниками. Колено и его части для решения дел собирались на большие и малые собрания, важнейшие же для всего народа дела решал совет начальников от каждого колена. При Моисее в каждом колене избирались дли несения различных судебно-административных обязанностей тысяче-, сто-, пятидесяти и десятиначальниками, причем каждый действовал в пределах своего племени в деле принесения даров на скинию, выбора соглядатаев, отстаивания своих интересов и пр. (Чис. 7; 1, 2; 13; 31, 4 - 6; 36; 37, 1 - 7). Племя левитов несло священнические обязанности, и ему была вверена скиния, для чего оно располагалось в 40-летнем странствовании по пустыне в центре К. На севере от него шли колена Дана, Асира и Наффалима, на на юге Рувима, Симеона и Гада, на западе Ефрема, Манассии и Вениамина и на востоке Рувима, Симеона и Гада. Каждому из четырех частей полагалось особого цвета знамя, а каждому колену к тому же особое изображение в виде быка, дерева, орла, волка и т. п. Всего до принятия на горе Синая заповедей было 624.650 человек, способных к оружию, причем наибольшее число давало колено Дана; приблизительно такое же число показала иорданская перепись. Когда странствование кончилось и евреи пришли в обетованную землю, они расположились по обеим сторонам реки Иордана, причем северную часть Ханаана получили колена Асира и Наффалима, южную Дана, Вениамина, Симеона и Иуды, в центре Манассии и Ефрема, а между ними с севером Завулона и Исахара. Лишь племя Левия не получило особой земли и кочевало между братьями. Колена действовали единодушно в случае войны и общего несчастья. В остальное время нередко замечались разногласия, особенно по вопросу о пределах власти избранных Судей. И вот является идея объединения под властью общего царя. Но успехи централизации падали, как только умирал тот или иной царь. Раздоры были после Саула (2 Цар. 1 - 4), после Давида (мятеж Авессалома), а по смерти Соломона и воцарении Ровоама монархия разделилась на иудейское и израильское царство (3 Цар. 12). Оба подпали под владычество Ассиро-Вавилонии и отсюда разбрелись по всему свету. С тех пор деление на колена исчезло, так что его трудно и восстановить.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.